Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Составьте план и тезисы сообщения по теме

Обществознание 6 класс Кравченко 1. Певцова ОБЩЕСГВОЗНАНИЕ ФГОС ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА Васнецова «Красная площадь во второй половине XVII века» с. ISBN 978-5-91218-908-1 В учебнике рассказывается о современном обществе, его четырёх сферах — экономической, политической, социальной и духовной, един­ стве мира и глобальных проблемах, о российском обществе: его устрой­ стве, конституционных основах, особенностях развития в начале X X I века. Учебник написан простым, доступным языком, содержит раз­ нообразные примеры, ориентирующие шестиклассников в их повседнев­ нойжизни, хорошо иллюстрирован. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному госу­ дарственному образовательному стандарту основного общего образова­ ния 2010 г. Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев. Кравченко, 2012, 2013 © Певцова, 2012, 2013 ISBN 978-5-91218-908-1 © О О О «Русское составьте план и тезисы сообщения по теме —учебник», 2012, 2013 Оглавление Введение. Общество — большой «дом» человечества § i. Сферы общественной ж и зн и. Труд и образ жизни л ю д составьте план и тезисы сообщения по теме й. Политическая сфера и государственная власть. Социальные различия в обществе. Духовная сфера общ ества. Духовные богатства общества и культурное наследие. Основные типы общ еств. Общество, в котором мы живём § 13. Мир как единое целое. Российское общество в начале XXI в е к а. Ресурсы экономического развития нашей страны. Конституция — Основной закон государства. Основы конституционного составьте план и тезисы сообщения по теме Российской Федерации. Государственное устройство Р о сси и. Что значит быть гражданином Р о сси и. Духовные ценности российского нар од а. Культурные достижения народов России. Россия в современном м и р е. В 5 классе на уроках обществознания вы стали по­ степенно разбираться в том, что представляет собой общество, в котором мы живём. Начали понимать, ка­ кую роль играют в жизни потребности и мотивы, ин­ тересы и ценности человека. Выяснили, чем различа­ ются деятельность и поведение, действия и поступки, что такое гендерные различия и как человек познаёт окружающий мир. Вы узнали, что взаимное уважение национальных и культурных особенностей людей — основа мирного сосуществования народов в XXI веке. Почитание старших, семейных традиций и ценностей — важная часть социализации человека, которая продол­ жается всю жизнь. В 6 классе мы с вами рассмотрим причины и направ­ ления развития общества, его сферы жизнедеятель­ ности, социальный прогресс и типы обществ. Вы по­ знакомитесь с историческим развитием человечества, узнаете, что такое аграрное, индустриальное и постин­ дустриальное общества, материальное производство и труд. Мир, в котором мы живём, сложно устроен. На Зем­ ле существует около двухсот государств. Среди них — Россия — наша Родина. Благодаря духовному богатству России, её природным составьте план и тезисы сообщения по теме, истории и труду мно­ гих поколений россиян наша страна занимает достой­ ное место в современном мире. Составьте план и тезисы сообщения по теме это вам необходимо знать и понимать, чтобы быть достойными гражданами своего Отечества. Каждый па­ раграф разделён на части подзаголовками. Они форму­ лируют главные вопросы изучаемой темы. В тексте параграфа помещены важные для усвоения его содержания рубрики. Так, рубрика «Советуем за­ помнить» окажется полезной для работы с основными понятиями курса «Обществознание». Кроме того, вы встретитесь с рубриками «Интерес­ ные факты», «Дополнительное чтение», поясняющими и расширяющими основной текст параграфа фактами истории и современности, результатами научных ис­ следований. Рубрика «Обратимся к закону» содержит отрывки из законов, а «Умная мысль» знакомит с вы­ сказываниями выдающихся людей прошлого. Рубрика «Подведём итоги» представляет собой выводы по теме. Лучше усвоить тему вам поможет поиск ответов на разнообразные вопросы и выполнение заданий. Каждый параграф предваряют вопросы, которые по­ могут сориентироваться в теме урока, научиться вы­ делять главное. Поиск ответов на эти вопросы в тексте параграфа может быть проведён на уроке, это облегчит вам подготовку к выполнению домашнего задания. Вопросы и задания для домашней работы включа­ ют вопросы для самопроверки «Проверьте свои зна­ ния»требующие осмысления рассмотренных в па­ раграфе проблем, и составьте план и тезисы сообщения по теме практического характера «Практикум»Задания «Практикума» направлены на использование имеющихся знаний в разных видах де­ ятельности и жизненных ситуациях анализ ситуаций, сочинение-рассуждение по актуальной проблеме, под­ составьте план и тезисы сообщения по теме мини-проектов и презентаций и др. При выполнении некоторых заданий рекомен­ дуется пользоваться учебниками по истории, литера­ Введение туре, географии, а также словарями, энциклопедиями, материалами Интернета. Главы учебника завершаются итоговыми вопросами и заданиями, которые носят обобщающий характер, а составьте план и тезисы сообщения по теме —итоговым тестом. В конце книги расположен словарь, представляющий собой свод основных понятий и терминов, изученных вами в течение учебного года, список ресурсов Интер­ нета по обществознанию. Для удобства работы с учебником каждая рубрика отмечена специальным значком: Интересные факты £ Дополнительное чтение у Обратимся к закону ш Умная мысль " Ш Практикум Э Проверьте свои знания Желаем успехов на дороге познания себя и общества, в котором мы живём! Авторы Глава i Общество —. Что такое об­ щественные отношения? Слово «общество» известно каждому из вас. Но стоит задуматься —что оно обозначает? Понятие общества Современный человек не может существовать без других людей. В 5 классе вы узнали, что в человеке со­ седствуют два начала: составьте план и тезисы сообщения по теме и социальное. Последнее означает, что всю жизнь, от младенчества до старости, мы учимся жить в обществе, усваиваем прави­ ла поведения, осваиваем различные социальные роли. Обратившись к историческому прошлому человечес­ тва, вспомним, что первобытные люди объединялись в родовые общины, чтобы совместно добывать пищу, за­ ботиться о детях и стариках, спасаться от стихийных бедствий, защищаться от врагов и от нападений диких животных, осваивать новые территории. Люди всё это делали совместно, сообща. Отсюда и произошли поня­ тия «сообщество», «общество». Объединение и взаи­ модействие древних людей помогли выжить человечес­ кому роду. Общество —большой «дом» человечества Учёные считают, что общество, в котором мы живём, появилось одновременно с появлением на Земле «чело­ века разумного» — или, как его ещё называют, челове­ ка современного составьте план и тезисы сообщения по теме. Это произошло около 40 тыс. Понятие «общество» чрезвычайно многообразно. Оно может включать в себя два десятка человек — 6 «А» класс, а может больше миллиарда — современ­ ные Китай и Индия. Обществом могут называть объединения составьте план и тезисы сообщения по теме по интересам. Например, общество любителей подводного плавания или общество защиты дикой природы. Обществом называют также народ, проживающий на территории данной страны, государства. Эти понятия следует различать: страна — географическое понятие, государство — политическое, а общество — социальное от латинских слов socium — общество; socialis — обще­ ственный. Общество составляют люди, проживающие на территории страны и принадлежащие к её культуре, истории, традициям Общество исследует социология — наука, изучающая устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Изучением стран занимается геогра- составьте план и тезисы сообщения по теме, а государств —политология и правоведение. Страна — территория, имеющая определённые грани­ цы например, Россия, Китай. Государство — это организация верховной власти со сво­ ей системой учреждений парламент, правительство, ар­ мия, полиция, составьте план и тезисы сообщения по темеосуществляющих свою деятельность и управление обществом на определённой территории. Общество может обозначать: — человечество в целом; — обществом называют людей, проживающих на терри­ тории какой-либо страны или государства российское составьте план и тезисы сообщения по теме щество, французское общество и др. Какие значения понятия «общество» отражают иллюстрации? Общество —большой «дом» человечества Общественные отношения В 5 классе мы начали составьте план и тезисы сообщения по теме вами разбираться в межлич­ ностных отношениях, которые формируются в малых группах людей семье, ученическом коллективе и т. Самых разных людей связывают в общество общественные отношения, ко­ торые складываются между людьми как представите­ лями больших социальных групп и между большими социальными группами. Нации, городское население, рабочие, молодёжь, пенсионеры, школьники, врачи, учителя и т. Они включают в себя тысячи и миллионы людей. Кол­ лективные но не личные отношения между людьми называются общественными отношениями. Общественные отношения — это отношения между людьми как представителями больших социальных групп классов, профессий, народов и др. Они основаны на коллективных правилах, т. JfcMkX УШ0 В больших группах существуют общественные отношения, а в малой группе устанавливаются межличностные отношения § i. Учитель может относиться к уче­ нику с большой симпатией, но если ученик не выучил урок, то он ему поставит двойку Учитель и ученик — это представители двух больших социальных групп, их отношения подчинены определённым правилам, у них разные социальные статусы положение в обществе и разные социальные роли поведение, соответствующее статусу. Общественные отношения регулируются законами, нравами, традициями, обычаями, т. Какие нормы поведения существуют во взаимоотношениях между учителем и учеником как представителями больших социальных групп? Общественные отношения составляют основу обще­ ства. Они скрепляют множество людей в единое целое. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в опре­ делённые отношения с учеником, а тот —с учителем, ро­ дителями, полицейским, ровесниками, продавцом и т. В окружающем нас составьте план и тезисы сообщения по теме существуют разнообраз­ ные формы общественных отношений: соперничество конкуренциявзаимопомощь, сотрудничество, лю­ бовь, вражда. Например, политики соперничают друг с другом за голоса избирателей на выборах в органы го­ сударственной власти, школьные спортивные команды конкурируют за первое место в районной спартакиаде, спасатели разных стран сотрудничают, устраняя по­ следствия землетрясения и помогая людям, и т. Общество —большой «дом» человечества Приведите примеры того, как в жизни или в истории прояв­ ляются обозначенные на схеме формы общественных отно­ шений. У общественных отношений есть два обязательных свойства — устойчивость изменчивость. Например, учителя и ученики существовали во все времена, но об­ § i. Раньше учитель имел право наказывать розгами нерадивого ученика, а родители поддерживали этот порядок, иногда «для иерности» добавляя наказания дома. Ныне розги запре­ щены, как запрещено и многое другое. В современном мире общественные отношения строятся на уважении прав человека, неукоснительном соблюдении законов. Учёные считают, что общество существует около 40 тыс. «Обще­ ство» — многозначное понятие. Отношения, складывающиеся между людьми как пред­ ставителями больших социальных групп, называются «об­ щественными». Основные термины и понятия Общество, страна, государство, общественные отно­ шения. Проверьте свои знания 1. Объясните смысл понятий: «общество», «страна», «го­ сударство», «общественные отношения». Почему понятие «общество» имеет много значений? Какое из них вы считаете наиболее важным для изуче­ ния обществознания? Чем различаются общественные и межличностные от­ ношения? Объясните, что такое «социология», «правоведение», «политология». При подготовке ответа обратитесь к словарю в конце составьте план и тезисы сообщения по теме. Используя знания об обществе, определите, в каком значении употребляются понятия: «древнее общество», «средневековое общество», «спортивное общество», «высшее общество», «российское общество». Какие понятия: «общество», «страна» или «государс­ тво» —пропущены в предложениях? Подготовьте рассказ на тему «Путешествие в древне­ римское общество». Прочитайте рассказ Владимира Галактионовича Ко­ роленко «В дурном обществе». Как вы понимаете смысл названия этого рассказа? Сферы общественной жизни Что такое сферы общественной жизни? Какие бывают сферы об­ щественной жизни? Как взаимосвязаны разные сферы жизни об­ щества? Устройство общества всегда интересовало людей. А вы задумывались над этим? Составьте план и тезисы сообщения по теме протяжении многих веков учёные пытались создать модель, образ, с помощью кото­ составьте план и тезисы сообщения по теме можно было воспроизвести человеческое общество для изучения. Его представляли в виде пирамиды, часо­ вого механизма, уподобляли ветвистому дереву. Сферы жизни общества Общество разумно устроено. Каждая его сфера часть выполняет свои функции, удовлетворяет опре­ делённые потребности людей. Вспомните, какие быва­ ют потребности. Сферы общественной жизни Советуем запомнить! Сферы общественной жизни — области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребнос­ ти людей. Учёные выделяют четыре главные сферы обществен­ ной жизни: экономическую, составьте план и тезисы сообщения по теме, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений. Экономическая сфера включает фирмы, предпри­ ятия, составьте план и тезисы сообщения по теме, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важ­ ные материальные потребности людей —в пище, жилье, одежде, досуге и т. Основная задача экономической сферы — органи­ зация деятельности больших групп людей по произ­ водству, потреблению покупка использование куп­ ленного в своих собственных целях и распределению товаров и услуг. В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене — когда покупают товары в магази­ не, распределении — когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные составьте план и тезисы сообщения по теме, но зато активно их по­ требляете. Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. Общество —большой «дом» человечества налоговая и таможенная службы, а также политичес­ кие партии. Основная задача политической сферы — обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т. Социальная сфера включает повседневные взаимо­ отношения граждан, а также взаимоотношения боль­ ших социальных групп общества: народов, классов и т. К социальной сфере относятся и различные учреж­ дения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание жилищные управляющие ком­ пании и химчисткиобщественное питание столовые и рестораныздравоохранение поликлиники и боль­ ницысвязь телефон, почта, телеграфа также уч­ реждения досуга и развлечения парки культуры, ста­ дионы. Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающим­ ся: пенсионерам, безработным, многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями здоровья, ма­ лообеспеченным людям. О том, как оказывается соци­ альная помощь семьям, вы узнали в 5 классе. К духовной сфере относятся наука, образование, ре­ лигия искусство. Она включает университеты и ака­ демии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т. Именно в этой сфере осу­ ществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые об­ щества находят ответ на вопрос о смысле жизни и свое­ го существования. Сферы общественной жизни s Какие сферы общественной жизни изображены на фотогра­ фиях? Взаимосвязь четырёх сфер жизни общества Итак, мы выделили четыре главные сферы составьте план и тезисы сообщения по теме ного общества. Но это не значит, что они существуют отдельно друг от друга. Напротив, они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обес­ печивает население достаточным количеством товаров п услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уро­ вень жизни резко снижается, не хватает денег на выпла­ ту зарплаты и пенсий, появляется безработица, растёт 11реступность. Таким образом, успехи в одной, экономи­ ческой, сфере влияют на благополучие в другой, соци­ альной. Общество —большой «дом» человечества В обществе нет господствующих сфер. Каждая из них оказывает равное влияние на другие Экономика может сильно влиять и на политику, в ис­ тории тому есть много примеров. Дополнительное чтение Византийская империя и Иран вели друг с другом много­ летние войны за то, кто из них будет собирать пошлины с составьте план и тезисы сообщения по теме, водивших караваны по Великому шёлковому пути. В результате они истощили свои силы в этих вой­ нах, и этим воспользовались арабы, которые захватили у византийских императоров большую часть их владений, а Иран завоевали целиком. Объясните, как данный пример показывает взаимосвязь эко­ номической и политической сфер. Социальная сфера напрямую связана с политической жизнью. Изменения в политической сфере, например смена власти, приход к управлению государством дру­ гих политиков, могут ухудшить условия жизни людей. Но возможна и обратная связь. Причиной смены власти часто становилось возмущение народных масс ухудше­ нием своего положения. Например, Западная Римская империя перестала существовать ещё и потому, что на- юги, которые устанавливал император, были невыно­ симо большими для его подданных и они предпочли класть варварских королей императорской. Сферы общественной жизни Подведём итоги Существуют четыре сферы общественной жизни: эконо­ мическая, политическая, социальная и духовная. Сферы общественной жизни удовлетворяют основные потребнос­ ти людей и тесно взаимосвязаны друг с другом. Основные термины и понятия Сферы жизни общества: экономическая, политичес­ кая, социальная, духовная. Проверьте свои знания 1. На какие сферы можно разделить общество? Дайте краткую характеристику каждой сфере общества. В чём их значение для общества? Объясните, каким образом различные сферы обще­ ства влияют друг на друга. При ответе используйте схему на с. Как вы считаете, какая из сфер жизни общества яв­ ляется наиболее важной? Прочитайте предложения о современной России. Ка­ кие сферы общества они характеризуют? Общество —большой «дом» человечества в Правительство России проводит политику помощи ма­ лоимущим —старикам, многодетным и безработным. Завершите схему «Сферы общественной жизни». Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Руб­ цова «Тихая моя Родина». Элементы каких сфер обще­ ственной жизни вы можете в нём найти? Что для автора стихотворения является смыслом жизни? Проиллюстри­ руйте свой ответ цитатами из текста. Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил. Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор! Время придёт уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. Экономическая сфера общества Что такое экономика? Из чего состоит экономическая деятель­ ность? Человечеству и каждому отдельному человеку необ­ ходимы определённые условия существования, без ко- юрых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями. Самые первостепенные из них —потребности в пище, одежде, жилище, т. § 3- Экономическая сфера общества Советуем запомнить! Материальное благо — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём. Количество потребностей постоянно растёт, они ста­ новятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими подьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парик­ махеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники ндр. Все эти потребности удовлетворяет экономика. Общество —большой «дом» человечества Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести до­ машнее хозяйство». В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика — это и до­ машнее хозяйство, и хозяйство предприятия фирмыи хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений. Экономика — сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и по­ требление материальных благ и услуг; система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на со­ здание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей. Главная цель экономической деятельности —удовлет­ ворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности лю­ дей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению. Экономика требует от людей рационального разум­ ного поведения, умения делать выбор, отвечая на воп­ росы: что производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной органи­ зации хозяйственной деятельности. Экономическая хозяйственная деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. К ней относятся множество дейс­ твий— усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание сто­ матологических услуг, перевозка грузов и товаров, фи­ нансовая или посредническая деятельность и т. Таким образом, у экономической хозяйственной де­ ятельности есть важная отличительная черта — это со­ вокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо ока­ зание услуг с целью получения прибыли. Виды экономической деятельности Производство товаров и услуг — основа любой эко­ номики. Производство — процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи. Составьте план и тезисы сообщения по теме виды экономической деятельности подразделя- к гея на производство товаров и производство услуг. Общество —большой «дом» человечества Основные виды экономической деятельности Производство товаров Производство услуг 1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Добыча полезных иско­ паемых. Обрабатывающие про­ изводства текстильное и швейное, обработка древесины, химическое и металлургическое, произ­ водство машин и обору­ дования и др. Производство и распре­ деление электроэнергии, газа и воды 1. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов лич­ ного пользования. Операции с недвижимым иму­ ществом, аренда и предоставле­ ние услуг. Государственное управление и обеспечение военной безопаснос­ ти; обязательное социальное обес­ печение. Здравоохранение и предостав­ ление социальных услуг. Предоставление прочих комму­ нальных, социальных и персональ­ ных услуг. Предоставление услуг по веде­ нию домашнего хозяйства и др. В производство товаров входит большое число под­ составьте план и тезисы сообщения по теме экономической деятельности. Например, об­ рабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов — от производства продуктов пита­ ния до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и ор­ ганизаций. § 3- Экономическая сфера общества Обрабатывающее производство —металлургия i и сельское хозяйство 2 —виды экономической деятельности В современном обществе значительное место зани­ мает сфера услуг. В развитых экономических странах в пейзанято больше людей, чем в сфере производства. Дополнительное чтение Подростки тоже могут участвовать в экономической де­ ятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предприниматель­ ской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет. Объясните, почему подростки могут заниматься предприни­ мательской деятельностью только с согласия взрослых. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребите- 1и. Происходит это благодаря распределению и обмену. Распределение, обмен и потребление Советуем запомнить! Отношения распределения — это те отношения, в кото­ рые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработ­ ной платы и т. Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государ­ ственный бюджет, а также в специальные организации — фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд меди­ цинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жи­ телей. Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электри­ чеством, водой и т. К отношениям обмена относятся внутренняя и меж­ дународная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процес­ се обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприяти­ ем договор: свой труд он обменивает на соответствую­ щее вознаграждение заработная плата. В сфере обмена господствует рынок. Обмен — купля-продажа товаров и услуг. Рынок — общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги. Общество —большой «дом» человечества Рынком движут два механизма —спрос и предложение. Предложение — желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи. Спрос — способность и желание потребителей купить блага. Рынки бывают разные: рынок акций i и овощной базар 2 § 3. Экономическая сфера общества Рынок —место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся рыночным ценам. Рын­ ки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг — акцийи т. Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем. Наконец, в процессе обмена товар компьютер, трак- юр, джинсы, пшеница, нефть или газ и т. Потребление — использование материальных благ, со­ зданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения. Таким образом, производство — начало цепочки, а по- гребление — её конец. Человек потребляет не только иищу или одежду изнашивая еёно и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную эконо- м11ку стали называть экономикой знаний. Общество —большой «дом» человечества Операция купли-продажи служит началом потребления Двигателем экономики выступают деньги — всеобщее средство обмена. То есть деньги —это такой товар, на ко­ торый можно обменять любой другой товар. Продажа товара —это обмен его на деньги, а покупка — обмен денег на товар. Количество денег определяет жела­ ния, потребности, интересы человека и многое другое. Интересные факты Первоначально роль денег у разных народов вы­ полняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее — металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты. Подведём итоги В экономической сфере общества происходит произ­ водство, распределение, обмен и потребление матери­ альных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. § 3- Экономическая сфера общества Основные термины и понятия Экономика, экономическая деятельность, производ- но, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок. Проверьте свои знания 1. Объясните значение понятий: «экономика», «эконо­ мическая деятельность», «производство», «распределе­ ние», «обмен», «потребление», «рынок». В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям. Почему производство считается основой экономики? Назовите основные виды экономической деятельнос­ ти. Какова роль сферы услуг в современной экономике? Как вы думаете, люди вступают в экономические от­ ношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Что из перечисленного характеризует экономическую сферу общества? Покупка продуктов в магазине; выборы президента; борьба с безработицей; выпечка хлеба в пекарне; по­ купка товаров в интернет-магазине; посещение выстав­ ки или театра. Завершите схему «Экономическая деятельность». Экономическая деятельность Распределение Г I 1 Потребление 3. Соберите информацию на тему «Экономика вокруг составьте план и тезисы сообщения по теме. Для этого найдите в окрестностях школы, вашего Глава i. Общество —большой «дом» человечества дома предприятия, которые осуществляют: а производ­ ство материальных благ; б распределение; в обмен. В романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера» есть эпизод, в котором главный составьте план и тезисы сообщения по теме красит забор. Пе­ речитайте его и подумайте: можно ли назвать деятель­ ность Тома экономической? Как труд влияет на образ жизни людей? «Терпение и труд — всё перетрут», — гласит извест­ ная пословица. Труд сопровождает нас всю жизнь. Тру­ долюбие во все времена ценилось как одно из важных качеств человека. И конечно, без труда не может функ­ ционировать экономика. Что такое труд и каким он бывает? Труд — деятельность человека, направленная на удов­ летворение потребностей, на производство товаров и услуг. Труд бывает физическим и умственным. Физический труд — преимущественно ручной труд, который осуществляется главным образом с помощью физической силы труд шахтёра, хлебороба, сталевара, токаря и др. Умственный труд — преимущественно интеллекту­ альный труд, который осуществляется главным обра­ зом с помощью умственных усилий человека труд вра­ ча, учителя, инженера, менеджера, учёного и др. § 4- Труд и образ жизни людей Объясните, представители какого труда изображены на фото­ графиях. Ii большинстве современных профессий соединяют- я умственный и физический труд, например работа па­ рикмахера. Конкретным воплощением труда служит работа. Работа — занятость человека на том или ином рабочем месте у станка, в офисе за определённое вознагражде­ ние при обязательном оформлении документов — заклю­ чении трудового договора. Работодатель заключает с работником трудовой до- тнор — письменный документ, в котором определены права и обязанности сторон. Заключение трудового дого- иора предваряют переговоры составьте план и тезисы сообщения по теме с работодателем, касающиеся таких вопросов, как размер заработка, усло­ вия груда, нормы выработки, режим работы и др. Интересные факты Труд несовершеннолетних работников тех, кому ещё не исполнилось 18 лет должен быть лёгким, не причи- няющим вреда здоровью и не нарушающим процесс обучения. Несовершеннолетние принимаются на ра­ боту только после предварительного обязательного ме­ дицинского осмотра. Подростков нельзя привлекать к тяжёлым, вредным для здоровья и опасным работам, к ночным и сверхурочным работам. Несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое удобное для них время. Поведение человека на работе определяется трудо- 1 вой дисциплиной — выполнением правил внутреннего распорядка, режима работы предприятия цеха, брига­ ды. За свою работу человек получает вознаграждение, I которое чаще всего называется заработной платой. Разнообразный мир профессий В современной экономике множество самых раз-1 личных профессий. Одни профессии составьте план и тезисы сообщения по теме распро-1 странены учитель, врач, повардругие относятся к категории составьте план и тезисы сообщения по теме модельер. Профессиям токаря, электрика, бух- галтера и многим другим можно выучиться за два года I в колледже. Врач или юрист обязаны закончить уни­ верситет, пройти стажировку, а затем получить право на самостоятельную практику. У них за спиной будет! Общество —большой «дом» человечества I Советуем запомнить! Профессия — деятельность, которой занимаются, полу­ чив соответствующую подготовку. Ныбор профессии — очень важный шаг. От этого бу- ит зависеть ваш материальный достаток, жизненный настрой и образ жизни. В любом случае, если человек i гарается, ответственно подходит к выполнению своих профессиональных обязанностей, постоянно повышает i пою квалификацию, расширяет теоретические знания, i онершенствует практические навыки, его труд будет вознаграждён по достоинству. Дополнительное чтение Хети, египетский писец времён XII династии, описывает представителей различных профессий следующим об­ разом: «Я видел кузнеца за его работой. Его пальцы покрыты морщинами, как крокодилова кожа. Каменщик посто­ янно борется с твёрдым камнем. Парикмахер бреет до самой ночи, и только когда составьте план и тезисы сообщения по теме есть, он может опе­ реться на локти, чтобы отдохнуть. Ткач коленями давит на свой желудок и не бывает на свежем воздухе. Посол завещает своё имущество детям, когда уезжает в дальние страны, потому что опасается встречи с дикими животны­ ми или разбойниками. Обувщик несчастен, всё время стонет, когда дубит кожу. Профессия же писца является составьте план и тезисы сообщения по теме важной, потому что на этом свете нет праздных слов. Кто с детства научится этому, станет уважаемым че­ ловеком». Согласны ли вы с выводами, сделанными древнеегипетским писцом Хети? Какие профессии, рас­ пространённые в Древнем Египте, продолжают существовать в современной России? Как вы думаете, почему? Общество —большой «дом» человечества Распространёнными или редкими являются профессии музы­ канта iповара 2фрезеровщика з? Где они могут рабо­ тать? Подумайте, какой образ жизни может быть характерен для представителей этих профессий. Труд и образ жизни людей Труд неразрывно связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек. Например, для земледельческого общества главным был труд пахаря, который с утра до вечера готовил борозды под посев зерна. Он же засевал поле, очищал от сорняков, поли­ вал, убирал урожай. Песни и танцы, народные сказания, мифы и предания, праздники и застолья были составьте план и тезисы сообщения по теме ны в составьте план и тезисы сообщения по теме земледельческому труду Если поленил­ ся в поле, хлеба на столе не жди. Таким образом, труд определяет образ жизни людей и уровень их матери­ ального благополучия. Образ жизни составьте план и тезисы сообщения по теме вошедший в привычку способ жизнеде­ ятельности, поведения человека. I § 4- Труд и образ жизни людей Люди, преданные своему делу, и на досуге думают о работе. Совсем иной образ жизни у тех, кто избегает или боится работы, кому она надоела, для кого работа не по- Iребность души, а только средство заработать на жизнь. «Зеркалом» работы является досуг. С'гиль досуговой деятельности человека тесно составьте план и тезисы сообщения по теме с характером и содержанием труда. Как выяснили учё­ ные-социологи, чем выше уровень образования и квали­ фицированнее труд, будь то физический или умствен­ ный, тем насыщеннее досуг и более разнообразен. Интересные факты Важное место в досуге современных россиян занима­ ет музыка. По данным социологических исследований 40% опрошенных ежедневно слушают музыку. Но при этом только 2 % регулярно один—три раза в месяц хо­ дят на концерты. IЦенности «трудового общества» покоятся на том, что центральным жизненным интересом человек считает iруд, а не досуг. Человек отдаёт работе все свои силы и неё время. В нейон видит смысл и цель своей жизни. Подведём итоги Труд — основа деятельности человека, необходимое условие функционирования всех сфер жизни общества. Iруд делится на две категории — физический и умствен­ ный. Трудовая деятельность человека находит выражение в его профессии, определяет образ жизни. Общество —большой «дом» человечества Основные термины ипонятия Труд, работа, профессия, образ жизни. Объясните смысл понятий: «труд», «работа», «профес­ сия», «образ жизни». Чем различаются понятия «труд» и «работа»? Объясните, каким бывает труд. При ответе используйте схему. Физический Труд Умственный j3. Прочитайте текст из дополнительного чтения на с. Представители каких профессий, перечисленных древ­ неегипетским писцом Хети, занимаются физическим тру­ дом, а каких —умственным? Как вы поняли его фразу «На этом свете нет праздных слов»? Как труд связан с образом жизни человека? Почему работнику и работодателю обязательно нуж­ но заключать трудовой договор? Существует много пословиц о труде и лености: «Лентяй да шалопай —два родных брата», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Труд человека кормит, а лень портит». О каком отношении общества к труду говорят эти посло­ вицы? Какие ещё пословицы о труде вы знаете? Верно ли утверждение: «Труд не связан с историей и традициями того общества, в котором живёт человек»? Подготовьте сообщение для устного журнала «В мире профессий» об одной из профессий, связанных с эконо­ микой. § 5- Политическая сфера и государственная составьте план и тезисы сообщения по теме 4. Выбор профессии —очень важный шаг на жизненном пути. Расспросите у своих родителей, как у них он про­ ходил. Сделайте компьютерную презентацию «Моя будущая профессия». В ней должно содержаться название, описа­ ние профессии и объяснение, почему вы её выбрали. Что такое государственная власть? Зачем нужно разделение властей? Как человек может влиять на госу­ дарственную власть? Политика — греческое слово politikaозначающее государственное дело». Политическая сфера обще- iна связана с государством, органами государственной м. О государстве судят не только по тму, какова численность его населения и насколько ве­ тка его территория. В составьте план и тезисы сообщения по теме очередь оценка зависит in благополучия граждан страны; насколько они чувс- П1Vют заботу о себе со стороны того государства, кото­ рому вверили свою судьбу. Политическая сфера общества охватывает деятель­ ное п. Политика — сфера жизни общества, связанная с отно­ шениями между классами, нациями и другими социаль­ ными групппами по поводу завоевания, удержания ис­ пользования государственной власти. Политика отвечает hi безопасность и порядок в обществе. Политика — это искусство управления государством. Общество — большой «дом» человечества Какую политику внешнюю или внутреннюю иллюстрирует государственный визит Президента РФ Политика направлена на завоевание, использование и удержание государственной власти. Государственная власть Стержнем политической сферы общества выступает государственная власть. Государственную власть осуществляет система го­ сударственных органов и учреждений, управляющих обществом президент, правительство, парламент, ми- Политика разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика связана с решением внутригосу­ дарственных проблем: организацией хозяйственной де­ ятельности, охраной общественного порядка, помощью пенсионерам, сиротам, инвалидам. Внешняя полити­ ка охватывает сферу отношений между государствами. Осуществляя внешнюю политику, государство защища­ ет своих граждан, свою территорию от нападений, за­ ключает договоры с другими государствами, участвует в решении международных проблем. § 5- Политическая сфера и государственная власть Советуем запомнить! Государственная власть — организованное руководство жизнью общества и государства. Мспомним, например, Средние века. Феодал в своей in»i чине, а король в своём государстве часто был судьёй и законодателем в одном лице. Произвола, пристраст­ составьте план и тезисы сообщения по теме и сведения счётов в подобном случае было не и бежать. Для искоренения этого в X V III веке фран­ цузский философ Шарль Монтескьё сформулировал принцип разделения государственной власти на три и»'гни: законодательную, исполнительную и судебную. Дополнительное чтение Шарль Монтескье в книге «О составьте план и тезисы сообщения по теме законов» так обосно­ вал идею разделения властей: «Чтобы не было возмож­ ности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаим­ но сдерживать друг друга». Монтескье считал недопус­ тимым объединение в одних руках хотя бы двух ветвей власти. Если же произойдёт соединение трёх ветвей власти, то неизбежно установление деспотизма. Законы юридические нормы принимает высший законодательный орган страны парламент. Разра­ боткой законов занимаются профессионально подго­ товленные люди. Законы исполняет высший испол­ нительный орган — правительство, в котором работают министры. Судьи входят в состав судебных органов власти. Таковы три главные ветви современной власти. Смысл составьте план и тезисы сообщения по теме властей состоит в том, чтобы не допускать сосредоточений всей власти в руках какого- то одного органа. Это означает, что каждая власть неза­ висима от другой и может контролировать остальные ветви власти. Дополнительное чтение Л И Й Р «Четвёртой властью» в современном обществе называют средства массовой составьте план и тезисы сообщения по теме СМИкоторые по силе влияния на людей практически встали в один ряд с тремя властями —законодательной, исполнительной, судебной. Общество —большой «дом» человечества о Объясните на конкретном примере, почему средства массо­ вой информации телевидение, газеты и журналы, Интернет называют «четвёртой властью»? § 5- Политическая сфера и государственная власть lice ветви государственной власти в стране упорядочи- и. Законодательная —издавая законы, исполнительная — следя за их исполнением. Исполнять iaкои должны все — от президента до рабочего. Перед за­ коном все равны. Принцип разделения властей можно представить в виде треугольника. Законодательная власть Судебная Исполнительная власть власть Треугольник власти Принцип разделения властей, являющийся важным принципом демократии, был использован в конститу­ циях многих государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации. Государственная власть и общественная жизнь 1осударственная власть влияет на жизнь общества. Ьмударство обеспечивает гражданам возможность иыражать свою волю, создавать политические партии и профсоюзы, выбирать по своему усмотрению мест­ ные органы власти, проводить митинги и демонстра­ ции. Через центральные каналы телевидения, радио и ia ieгм государство влияет на наши умы и поведение. Общество —большой «дом» человечества Но и общество, граждане могут влиять на государс­ тво, например участвуя в выборах голосуя за тех или иных кандидатов или в политических собраниях, поддерживая ту или иную партию денежными пожер­ твованиями, организуя новую политическую партию, предлагая политические реформы, выходя на улицу для участия в демонстрации. Простые граждане мо­ гут влиять на политику государства через средства массовой информации, выражая на страницах газет и журналов, в Интернете своё мнение по различным проблемам. Митинги и демонстрации —неотъемлемая черта общественной жизни современных стран Таким образом, взаимовлияние государства и граж­ дан составляет политическую жизнь общества. § 5- Политическая сфера и государственная власть Советуем запомнить! Политическая жизнь — отношения, возникающие в свя- 1и с управлением обществом и государством, решением различных проблем. П Умная мысль «Вы можете не заниматься политикой, всё равно полити­ ка занимается вами». Шарль Монталамбёр, французский политический де­ ятель XVIII века Выборы Важнейший способ участия граждан в политической i nui и страны —выборы. Выборы — важная форма взаимодействия между iр. На выборах граждане имеют Ирлно выбирать того, кто достоин исполнять те или inii. Граждане выбирают государственные федеральные ирины власти парламент, президентрегиональные upiaiihi власти депутаты краевых, областных и других и ррн триальных органов властиместные муници- н. Одна из форм участия граждан в политической жиз. На выборах граждане государства голосуют за того или иного кандидата Г Подведём итоги Л Политика отвечает за безопасность и порядок в обще­ стве. Политика всегда направлена на завоевание, исполь­ зование и удержание государственной власти. В боль­ шинстве современных стран государственная власть разделена на три ветви: законодательную, исполнитель­ ную и судебную. Политическая сфера общественной жиз- ни касается не только политиков, но и всего населения страны. Существуют различные способы участия граждан в политической жизни: митинги и составьте план и тезисы сообщения по теме, голосова­ ние на выборах, членство в политических партиях, выступ­ ления в средствах массовой информации и др. Основные термины и понятия Политика, государственная власть, политическая жизнь, выборы. Проверьте свои знания i. Объясните значение понятий: «политика», «политичес­ кая жизнь», «выборы», «государственная власть». В чём состоит принцип разделения властей? При отве­ те используйте схему на с. Как может обычный гражданин влиять на политику? Какую власть называют «четвёртой»? Подумайте, почему нельзя допускать сосредоточения государственной власти в руках одного органа. К каким последствиям это может привести? Влияет ли на вас лично политика? Свой составьте план и тезисы сообщения по теме обос­ нуйте. Государственную власть осуществляет президент, § 6. Составьте план и тезисы сообщения по теме: «Сущест­ вовал ли в средневековых государствах принцип разде­ ления властей? » Для доказательства своей точки зрения воспользуйтесь материалами учебника по истории Сред­ них веков. Объясните высказывание Шарля Монталамбера «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами». Для чего необходимо государство? Зачем государству нужны символы? Когда говорят «российское общество» «американ- I кос общество», «французское общество» и т. Государство оказывает миыиое влияние на общество, его экономическую, со­ ни. Общество —большой «дом» человечества Происхождение государства Государство — основа политической сферы составьте план и тезисы сообщения по теме общества. С древнейших времён государство решает проблемы, связанные с жизнью людей внутри страны, занимается вопросами, возникающими в отношениях с другими странами. Первые государства появились в глубокой древнос­ ти — приблизительно 5—6 тыс. Из курса истории вы уже знаете о том, как жили люди в Древнем Египте, Шумере, Вавилоне, Индии. Существовало ли государство у первобытных людей? Свой от­ вет обоснуйте. До сих пор в науке идут споры о происхождении государства. Учёные не могут однозначно сказать, ка­ ким образом у разных народов возникали государства. Одни считают, что главную роль в этом процессе сыг­ рали завоевания: сильные покорили слабых и стали ими управлять. Другие полагают, что люди между со­ бой договорились объединиться и придумали органы правления, которые помогали регулировать отноше­ ния между ними и наказывать тех, кто нарушал по­ рядок. Третьи придерживаются мнения, что создание тсударства — это закономерный процесс развития эко­ номики {хозяйствакоторый приводит к появлению н-дных и богатых, необходимости защитить имущество интересы властвующих. Сегодня термин государство употребляется в раз­ ных значениях. Мы живём в гЀ Clipping is a handy way to collect and organize the most important slides from a presentation. You can keep your great finds in clipboards organized around topics. Start clipping No thanks. You just clipped your first slide! Clipping is a handy way to collect important slides you want to go back to later. Now customize the name of a clipboard to store your clips.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
elektroled-st.ru