Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Проблемы в локальном правовом регулировании ао

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ внутренними проблемы в локальном правовом регулировании ао документами : Логин: проблемы в локальном правовом регулировании ао Федеральный правовой портал v. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ внутренними локальными документами :Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ внутренними локальными документами : Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Широкое распространение акционерной формы предпринимательства в России вследствие приватизации государственных и муниципальных предприятие' динамичный рост количества вновь создаваемых акционерных обществ в различных сферах бизнеса и всё возрастающее их влияние на экономику страны, требуют серьезного исследования экономико-правовой сущности акционерных обществ, основных тенденций их развития и особенностей правового обеспечения. Наблюдаемый в настоящее время двусторонний процесс: совершенствования централизованного государственного регулирования при усилившейся тенденции децентрализованного нормотворчества ставит проблему формирования действенного и научно-обоснованного механизма локального внутреннего правового регулирования деятельности акционерных обществ, как самой распространенной и оказывающей определяющее влияние на развитие экономики формы организации бизнеса. Многочисленные нормы Федерального Закона "Об акционерных обществах", содержащие отсылки к внутренним документам общества, подчеркивают значимость локального нормотворчества для данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. И, если до его введения лишь отдельные акционерные общества принимали и руководствовались в своей деятельности внутренними документами, то в настоящий момент в целом ряде случаев их отсутствие может ставить в ущербное положение как само акционерное общество, так и других участников акционерных отношений. Гражданский кодекс, Закон "Об акционерных обществах", иные гражданско-правовые акты, а также законодательство других отраслей права - налогового, финансового, трудового и др. С помощью локальных норм обеспечивается порядок реализации централизованных актов правового регулирования, а также самим акционерным обществом определяются с учетом собственного понимания пути и способы достижения легитимных целей своей деятельности. При этом принятие отдельных нормативных актов локального регулирования прямо предусмотрено гражданским законодательством иными правовыми актами, другая часть создается по усмотрению самого акционерного общества в зависимости от условий его создания, состава учредителей, специфики и масштаба коммерческой, финансовой, производственной, социальной деятельности, обычаев делового оборота, традиций взаимоотношений органов управления, акционеров и персонала общества. Акционерная форма организации предпринимательской деятельности представляет особый интерес в связи с тем, что она позволяет по-новому поставить вопрос о структуре всей правовой системы ее регулирования. Законодательство иные правовые акты централизованного регулирования объективно не могут охватить всю экономическую материю, все сферы деятельности акционерного общества, учесть и отрегулировать все особенности и нюансы акционерной формы предпринимательства как наиболее сложной формы организации бизнеса. Система правового обеспечения предпринимательской деятельности вообще, и акционерной формы в особенности, на наш взгляд, состоит из двух подсистем: централизованного и локального правового регулирования, в основе которых лежит определенная диверсификация источников правового регулирования, присущая современному периоду. Соотношение этих двух подсистем определяется уровнем демократизации централизованного законодательства и степенью развития локального 4 нормотворчества конкретного акционерного общества. Отличие рыночной экономики от директивной происходит не только по линии господства того или иного вида собственности, но и по уровню свободы усмотрения, представляемой хозяйствующему субъекту в организации собственной деятельности. Представляется, что систему локального правового регулирования следует рассматривать как равноправную составляющую наряду с централизованным регулированием. Локальные акты акционерных обществ непосредственно связаны с регулированием их взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, коммерческими и некоммерческими организациями; они имеют обязательную силу для правоохранительных органов судов общей юрисдикции и арбитражных судовв частности, при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, например, из взаимоотношений администрации и персонала, органов управления и акционеров. Целью предпринятого проблемы в локальном правовом регулировании ао является формирование научно обоснованной концепции системы локального правового регулирования деятельности акционерного общества, включающей определение сущности, места, роли И значения локальных нормативных актов в правовом обеспечении деятельности. Достижение этой цели связано с постановкой и решением следующих задач аналитического и методического характера: - анализ правовой природы акционерной формы предпринимательства; исследование вытекающей из нее специфики правового обеспечения акционерного общества, заключающейся в 5 необходимости создания локальной системы правового проблемы в локальном правовом регулировании ао его деятельности; - выяснение соотношения формы реализации права собственности с правовым режимом регулирования возникающих при этом отношений; - выявление сущности, места, роли и значения локального правового регулирования в системе правового обеспечения деятельности акционерного общества; - обоснование основных требований и принципов формирования локальной системы правового регулирования акционерной формы предпринимательской деятельности; - определение основных положений локальных нормативных актов, регулирующих различные сферы деятельности акционерного общества, прежде всего имущественную и управленческую; - разработка модельных вариантов конкретных форм реализации локального нормотворчества; проблемы в локальном правовом регулировании ао внесение предложений по развитию локальной системы правового регулирования деятельности акционерного общества. Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие в системе правового регулирования деятельности акционерных обществ, и проблемы в локальном правовом регулировании ао всего локальное нормотворчество, предусмотренное действующим законодательством об акционерных обществах. Методология исследования Диссертационное исследование проводилось на основе системного метода, обладающего достаточно обширным категориальным аппаратом, основными в котором являются понятия системы подсистемыинститута, элемента, состава, структуры правового регулирования. Для решения отдельных теоретических вопросов был использован комплексный подход, например, при определении соотношения проблемы в локальном правовом регулировании ао взаимного влияния развития института частной собственности и организационно-правовых форм 6 предпринимательской деятельности. Кроме перечисленных проблемы в локальном правовом регулировании ао исследования, были применены: сравнительно-правовой, логико-юридический и другие частные методы, выработанные правоведческими науками и основанные на цивилистике. Сочетание общетеоретического и конкретно-правового анализа позволило диссертантке, с одной стороны, сформулировать общие выводы, выделить системные характеристики локального нормотворчества применительно к акционерным обществам, с другой стороны - на конкретных модельных образцах локальных нормативных актов продемонстрировать практическое применение локального правового регулирования деятельности российских акционерных обществ. Теоретическая и методологическая база исследования представляет собой фундаментальные труды отечественных и зарубежных правоведов. Здесь следует отметить работы Быкова, М Вебера, Несмотря на то, что некоторые проблемы в локальном правовом регулировании ао российских ученых написаны задолго до начала кардинальной экономической и правовой реформы, было бы ошибкой отказаться от использования их в качестве методологической основы исследования локального механизма правового регулирования деятельности коммерческих организаций. Научная новизна проведенного исследования заключается главным образом в обосновании сущности, места, роли и принципов построения локальной системы правового регулирования деятельности акционерных обществ. В ходе решения поставленных задач и разработки конкретных рекомендаций лично диссертантом получены и выносятся на защиту следующие новые положения: 7 - о структуре системы правового обеспечения деятельности акционерного общества, вытекающей из его правовой природы как особой формы организации коллективного предпринимательства и включающей наряду с нормами централизованного правового регулирования подсистему локального регулирования: - о понятии, роли и значении локальных нормативных актов акционерного общества; - о системности локального нормотворчества; - о понятии, основных требованиях к локальному правовому регулированию деятельности акционерного общества и принципах его построения; - о роли процессуальных процедурных норм в системе локального регулирования деятельности акционерного общества как организующего начала локального нормотворчества; - о правовой природе устава как основополагающего нормативного акта локальной системы правового регулирования деятельности акционерного общества, имеющего высшую юридическую силу в иерархии локальных актов и создающего правовую базу для принятия других внутренних документов общества; - о корпоративном принципе формирования и деятельности акционерного общества и его значении для разработки основных положений локальных нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов управления акционерного общества; - о соотношении интересов различных субъектов акционерных отношений акционеров, персонала, органов управления, кредиторов общества, государственных проблемы в локальном правовом регулировании ао и др. В рамках локального регулирования имущественной сферы деятельности акционерного проблемы в локальном правовом регулировании ао рассмотрен правовой режим 8 формирования изменения уставного капитала, даны конкретные рекомендации в локальные нормативные акты, регулирующие вопросы формирования изменения размера и структуры уставного капитала; разработана система распределения прибыли акционерного общества путем создания различных фондов социально-экономического назначения, обоснованы проблемы в локальном правовом регулировании ао и предложена процедура создания фонда акционирования работников общества, фонда участия персонала в прибылях общества, фонда развития персонала и других; разработан для включения в локальные нормативные акты перечень требований и ограничений, возлагаемых на лиц, занимающих должности в органах управления общества в период исполнения возложенных на них обязанностей. В работе обосновывается правомерность существования в акционерном обществе собственной Контрактной системы проблемы в локальном правовом регулировании ао персонала и разработаны основные требования к ней, отвечающие современным рыночным отношениям; предложена концепция локальных нормативных актов, регулирующих проблему управления персоналом акционерного общества, разработаны основные положения этих внутренних документов. Теоретическое и прикладное значение работы Содержащиеся в диссертации выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в работе по совершенствованию акционерного законодательства и в процессе преподавания в высших учебных заведениях общих курсов по гражданскому и предпринимательскому праву, специальных учебных курсов "Акционерное право", "Корпоративное право". Результаты работы изложены в публикациях общим объемом более 25 п. Сборник типовых организационно-распорядительных документов" Отдельные положения исследования докладывались на слушаниях в Государственной Думе РФ, конференциях международной образовательной организации Общество им. Результаты исследования нашли практическое использование при создании системы локального правового регулирования деятельности акционерного общества "Элинар" г. Наро-Фоминск, Московской областиего дочерних и зависимых хозяйственных обществ, ряда сходных с ним акционированных производственных объединений и предприятий. Ряд результатов, проблемы в локальном правовом регулировании ао диссертанткой, используется при повышении квалификации работников и специалистов акционерных обществ, входящих в систему Министерства РФ по атомной энергии. К тексту диссертационного исследования прилагаются являющиеся авторской разработкой и уже проходящие процесс апробации в акционерных обществах образцы локальных нормативных актов, регулирующие различные сферы их деятельности. Проблемы в локальном правовом регулировании ао и объем работы. Название, структура и объем диссертации обусловлены актуальностью и целями исследования. Она состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения, содержащего 18 модельных внутренних локальных документов акционерного общества. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении диссертации обосновывается актуальность избранной темы, теоретическое и практическое значение исследования, определяются его предмет, цели и задачи, а так проблемы в локальном правовом регулировании ао методологическая основа и научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту. В Главе 1 "Теоретико-методологические аспекты локального правового регулирования деятельности акционерного общества" 10 раскрыта правовая природа акционерного общества как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, показаны особенности его правового обеспечения §1определены место и сущность локального нормотворчества в системе правового регулирования деятельности акционерного общества §2разработаны основные требования к системе локального правового регулирования и принципы ее построения §3. Акционерная форма предпринимательской деятельности - это значительный шаг вперед в развитии отношений собственности. Владельцы акций, оставаясь экономически обособленными отчужденными собственниками, тем не менее, становятся носителями общего экономического интереса. В акционерных обществах, являющихся объединением капиталов, меняются способы осуществления права собственности. Акционеры проблемы в локальном правовом регулировании ао, обладающие через общее собрание исключительными полномочиями по управлению акционерным обществом, могут непосредственно не участвовать в приложении капитала к процессу воспроизводства. С целью управления акционерным обществом проблемы в локальном правовом регулировании ао имеют возможность создать независимый в оперативно-хозяйственной деятельности, хотя и подконтрольный органам управления и контроля общества, менеджмент. Усложнение в акционерных обществах отношений по поводу собственности проблемы в локальном правовом регулировании ао адекватной правовой регламентации. Сама правовая природа акционерной формы предпринимательской деятельности диктует необходимость проблемы в локальном правовом регулировании ао более сложной системы ее правового обеспечения, призванной регулировать определенный правовой режим существования и развития этой формы. Система правового обеспечения деятельности акционерных обществ состоит из двух, одинаково значимых, подсистем: централизованного и локального правового регулирования. Автор подвергает анализу доктрину локального правового регулирования в дореформенный социалистический период, представленную трудами Локальное правовое регулирование рассматривалось как форма саморегуляции тех общественных отношений, регулирование которых отнесено к компетенции предприятия организации. Оно имело подзаконный характер, прежде всего развивая, уточняя и конкретизируя положения законодательных иных нормативных актов. Лишь в отдельных случаях локальные нормы могли содержать элементы "опережающего" регулирования, направленные на восполнение пробелов в праве. Право на локальное нормотворчество реализовывалось социалистическими государственными предприятиями в основном в области регулирования трудовых отношений, как правило, в рамках установленных стандартов Правил внутреннего трудового распорядка, коллективных договоров и пр. Диссертанткой сделан вывод о существенном отличии доктрины и практики локального нормотворчества в различные периоды отечественной истории. В условиях, когда государство являлось собственником предприятия, оно дозволяло урегулировать отношения, связанные с реализацией принадлежащих ему прав собственника, предприятию, делегируя ему часть своих прав. Совершенно иная трактовка сущности локального правового регулирования вытекает из роли и места государства в рыночной экономике. Собственник вправе устанавливать порядок реализации своих имущественных прав, а государство определяет пределы усмотрения и общие правила формирования воли собственника - субъекта предпринимательской деятельности. В диссертации содержится вывод о том, что изменение социального строя позволяет перейти от рассмотрения локальных норм как норм, восполняющих пробелы в нормативной системе имеющих проблемы в локальном правовом регулировании ао, субсидиарный характер к признанию за ними самостоятельного регулирующего значения. Диссертанткой дано определение локальных нормативных актов, под которыми она понимает разрабатываемые и принимаемыми органами управления акционерного общества в соответствии с их 12 компетенцией, определенной действующим законодательством, правовые акты, устанавливающие нормы правила общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, коммерческой, производственно-хозяйственной, кадровой иной функциональной деятельности акционерного общества Локальные нормативные акты могут определять правовой статус органов управления, должностных лиц и структурных подразделений общества, порядок взаимоотношений между ними, формирования уставного капитала, вопросы распоряжения имуществом, распределения прибыли, управления персоналом, образования фондов и резервов акционерного общества иные вопросы его организации и деятельности. Как следует из определения, локальные нормативные акты содержат правила поведения общего характера, что отличает их от организационно-распорядительных документов акционерного общества, являющихся индивидуальными актами например, приказы генерального директора или решения совета директоров наблюдательного совета по конкретным вопросам или актов толкования, используемых для доведения до сведения и разъяснения норм централизованного законодательства с учетом специфики конкретного акционерного общества. Принятые и не обжалованные в установленном порядке локальные нормативные проблемы в локальном правовом регулировании ао являются обязательными как для самого акционерного общества, так и для всех субъектов акционерных отношений, чью деятельность они правомерно регулируют. Обязательность локальных актов предполагает наличие санкций за нарушение локальных норм, которые могут носить как самостоятельный характер, будучи предусмотренными в самом внутренним документе, так и применяться исходя из норм централизованного законодательства. Локальные нормативные акты обладают следующими существенными признаками: 13 - имеют правотворческий характер, ибо они предназначены для установления, изменения или прекращения определенных общественных отношений - акционерных отношений; - издаются органом управления акционерного общества строго в пределах его компетенции; - облекаются в документальную письменную форму; - не проблемы в локальном правовом регулировании ао противоречить законодательству иным правовым актам централизованного регулирования, а так же локальным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Диссертантка доказывает системность локального правового регулирования деятельности акционерных обществ - единая совокупность локальных норм образует систему со всеми свойствами, присущими системе и отвечающую требованиям, предъявляемым к таким системам. В работе отдельное место отведено ретроспективному анализу и современному пониманию в отечественной проблемы в локальном правовом регулировании ао правовой природы устава и договора о создании акционерного общества. Устав общества рассматривается как основополагающий нормативный акт локальной системы правового регулирования деятельности акционерного общества, который создает правовую базу для других внутренних документов общества. Другие локальные нормативные акты принимаются в развитие положений устава общества и не должны ему противоречить. Договор о создании общества, будучи договором о совместной деятельности, исходя из его предмета, определенного Законом "Об акционерных обществах", по мнению диссертантки, представляет собой разновидность организационного договора, содержащего отдельные локальные нормы, не прекращающие своего действия после государственной регистрации общества. К локальным нормам договора о создании акционерного общества относятся, в частности, положения договора о создании акционерного общества, проблемы в локальном правовом регулировании ао правового регулирования формирования проблемы в локальном правовом регулировании ао капитала при 14 размещении акций среди учредителей, порядка и размера их оплаты, а также иные условия по усмотрению учредителей. В работе сформулированы основные требования, предъявляемые к локальному механизму правового регулирования предпринимательской деятельности вообще и в акционерной форме в частности. К их числу следует отнести: 1. Требование ограничения объема императивного правового регулирования. Императивные нормы необходимы для того, чтобы однозначно разграничить сферу интересов, установить приоритеты и предпочтения, предписать модель поведения субъектов предпринимательской деятельности. Соблюдение требования легитимности локального механизма правового регулирования проблемы в локальном правовом регулировании ао предельно точное следование закону, либо содержанию дозволения, оговоренного в централизованных актах, либо законности собственного усмотрения. Требование функциональной полноты, "внутренней согласованности" локальной системы правового регулирования, реализация которого необходима для эффективности правоприменения. Процессуальное требование конструктивной операциональности, т. В локальном проблемы в локальном правовом регулировании ао процедуры и регламенты играют главную реализующую функцию, поскольку определяют порядок осуществления тех задач, которые закон передает на локальный уровень. На основе выявленных требований к локальной системе правового регулирования предпринимательской деятельности в работе сформулированы и перечислены основные принципы формирования этой системы. В работе раскрыта правовая природа уставного капитала, вытекающая из его многофункциональности. Ретроспективный анализ российского законодательства позволил диссертантке сделать вывод о том, что, подобно законодательству большинства развитых стран, в правовом регулировании уставного капитала отечественное законодательство направлено на то, чтобы, защищая интересы акционерного общества как целостной корпорации, акционеров и кредиторов общества, во-первых, обеспечить фактическое создание заполнение уставного капитала и, во-вторых, удержать сохранить имущество акционерного общества по крайней мере не ниже предусмотренного проблемы в локальном правовом регулировании ао размера уставного капитала. В работе представлены конкретные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и выработаны предложения для включения в локальные нормативные акты акционерных обществ, регулирующие вопросы определения оптимального размера уставного капитала, порядка, сроков, способов его формирования изменения. Рассматриваются сложности, возникающие при передаче в уставный капитал имущества, имущественных прав иных прав, имеющих денежную оценку, связанные, во-первых, с правовым режимом указанных объектов, и, во-вторых, с их реальной стоимостью для обеспечения гарантийной функции уставного капитала. Освещен вопрос о формировании уставного капитала путем передачи в оплату акций результатов интеллектуальной деятельности: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программных средств, баз данных для ЭВМ, "ноу-хау" и пр. Обосновано предложение о включении в устав общества и его локальные акты правовой нормы, предусматривающей 16 минимальный процент денежных средств, вносимых в уставный капитал в оплату акций, наличие которого обязательно для государственной регистрации акционерного общества, созданного в любой сфере деятельности, а не только в банковской и страховой, для которых такой порядок установлен нормами действующего законодательства. В пределах установленного процента решение о составе вкладов в уставный капитал должно принадлежать учредительному собранию. В работе детально рассмотрены такие аспекты формирования уставного капитала, как оценка вкладов в уставный капитал и правовые последствия ее сознательного завышения проблемы в локальном правовом регулировании ао виде установления в договоре о создании и уставе акционерного общества штрафных санкций за указанное правонарушение. Даны предложения о внесении в локальные акты норм об обязательной экспертной оценке вносимых в качестве вклада в уставный капитал имущества имущественных прав, а также иных прав, имеющих денежную оценку, об оценке стоимости вклада в виде передачи имущества в пользование путем капитализации арендной оплаты, определяемой исходя из рыночных цен за пользование подобным имуществом, сложившихся в месте нахождения акционерного общества. Подвергнута анализу спорная в литературе точка зрения о возможности рассматривать в качестве вклада в уставный капитал организационные расходы по созданию общества. Сопоставляя нормы гражданского законодательства с правилами бухгалтерского учета, проблемы в локальном правовом регулировании ао сделать вывод о возможности внесения в уставный капитал организационных расходов по созданию общества, если это отражено в уставе и договоре о создании общества и не противоречит правовой природе уставного капитала, прежде всего его гарантийной функции. Предлагая для внесения в локальные нормативные акты правовых норм, являющихся дополнительными гарантиями будущих кредиторов и акционеров общества, а также самих учредителей от недобросовестности друг друга, ужесточающих однако требования к 17 учредителям в сравнении с проблемы в локальном правовом регулировании ао, предусмотренными законодательством, диссертантка находит это целесообразным, поскольку и в российской предпринимательской практике наступит время более внимательного отношения к гарантиям прав исполнению обязательств, когда кредиторы инвесторы будут внимательно проблемы в локальном правовом регулировании ао внутренние документы общества, прежде чем принять решение о заключении с ним договора или приобретении ценных бумаг. Диссертантка предлагает предусмотреть в локальных нормативных актах механизмы защиты прав акционеров и кредиторов общества так же при увеличении и уменьшении уставного капитала. Подробно рассмотрены вопросы изменения уставного капитала, мотивов и правовых последствий этих действий в условиях российской специфики переоценки основных фондов, низкой инвестиционной активности и др. Диссертантка отмечает, что действующее законодательство, достаточно подробно регулируя вопросы изменения количественных параметров уставного капитала, значительно меньше внимания уделяет проблеме изменения его структуры. Правовые нормы, касающиеся структуры уставного капитала, "разбросаны" по всему тексту Закона "Об акционерных обществах", не представляя из себя последовательного изложения единой проблемы. В связи с этим обстоятельством, а также потому, что диспозитивные нормы законодательства проблемы в локальном правовом регулировании ао изменении уставного капитала предполагают широкие возможности свободы усмотрения, представляется целесообразным для каждого акционерного общества разработать свое Положение о правовом режиме уставного капитала или более "узкое" целевое Положение об изменении уставного капитала. Рассматривая проблему распределения прибыли акционерного общества диссертантка аргументирует позицию, что одной из значимых причин разработки, принятия и применения акционерными 18 обществами собственных локальных актов является координация и гармонизация интересов субъектов акционерных отношений: - самого акционерного общества как целостной корпорации; - органов управления акционерного общества; - акционеров, в том числе учредителей общества, имеющих, в отличие от других акционеров, особые обязательства; - персонала акционерного общества, в том числе высшего менеджерского персонала, имеющего специфические ценностно-мотивационные установки; - кредиторов акционерного общества, проблемы в локальном правовом регулировании ао в исполнении обществом принятых на себя обязательств; - других предпринимательских структур, зависящих или зависимых от деятельности общества поставщики, потребители, банки, конкуренты. Имущественные интересы субъектов акционерных отношений чаще всего не совпадают, их соотношение, коллизии интересов определяются целым рядом обстоятельств, в том числе численностью акционеров, распределением контрольного пакета акций, размером, сферой и успешностью деятельности самого акционерного общества, позициями высшего менеджерского персонала, сложившимися в трудовом коллективе традициями и пр. От диспозиции сил участников акционерных отношений во многом зависят активность локального нормотворчества, содержание и применение локальных норм. Анализируя систему интересов различных субъектов акционерных отношений, диссертантка делает вывод о том, что в основу проблемы в локальном правовом регулировании ао нормотворчества должны быть положены координация, и, по возможности, гармонизация указанных интересов. При этом в преодолении неантагонистических, "конструктивных" противоречий заключается суть развития акционерного общества, как всякого поступательного развития. Проблема распределения прибыли акционерного общества находится в фокусе интересов всех субъектов акционерных 19 отношений. Отмечая равноправие обоих способов распределения прибыли в акционерном обществе - путем непосредственного финансирования соответствующих расходов согласно утвержденной общим собранием акционеров смете и путем образования использования специальных целевых фондов, диссертантка отдает предпочтение второму способу, поскольку именно он предполагает создание модели системы, учитывающей интересы субъектов акционерных отношений и создающей соответствующую мотивацию. Создание некоторых фондов рекомендовано Законом "Об акционерных обществах", другие формируются исключительно по усмотрению самого акционерного общества. В диссертации подробно рассмотрены проблемы правового регулирования формирования и распределения некоторых фондов, в том числе фонда, обеспечивающего выплаты обществом дивидендов по привилегированным акциям, фонда по выполнению обязательств перед облигационерами облигационного фондафонда акционирования работников общества, фонда участия персонала в прибылях, фонда развития персонала. Исходя из целей и задач, стоящих при создании указанных фондов, даны практические рекомендации по содержанию соответствующих локальных нормативных актов. Частью общей политики распределения прибыли является дивидендная политика акционерного общества, под которой понимается планируемая обществом периодичность, размер и форма выплаты дивидендов. В системе локального нормотворчества проблему выплаты дивидендов регулирует, как правило, отдельный внутренний документ - Положение о выплате проблемы в локальном правовом регулировании ао. Для 20 проблемы в локальном правовом регулировании ао права акционеров проблемы в локальном правовом регулировании ао получение доходов от участия в акционерном обществе указанное Положение должно подробно регулировать процедурные вопросы подготовки, принятия решения и выплаты дивидендов; в работе содержатся рекомендации по разработке указанного локального нормативного акта. Глава 3 "Локальное проблемы в локальном правовом регулировании ао регулирование управленческой деятельности акционерного общества" посвящена правовому регулированию организации и деятельности органов управления общества § 1 и управлению персоналом акционерного общества §2. Исходя из корпоративного принципа организации акционерного общества, заключающегося, в частности, в том, что управление обществом осуществляется его органами, а не просто акционерами, диссертантка делает вывод, что способы реализации и механизмы защиты прав акционеров должны быть заложены, в том числе, в правовых нормах, регулирующих правовой статус, порядок создания, организацию деятельности, компетенцию органов управления акционерного общества. Акционерная форма предпринимательства, весьма привлекательная целым рядом преимуществ и прежде всего организацией отношений собственности и управлениядля того, чтобы быть "безопасной" должна сопровождаться тщательно продуманным локальным нормотворчеством. Права интересы акционеров общества следует регламентировать целым комплексом организационно-управленческих локальных нормативных актов, количество и глубина разработки которых зависят от степени развития локального нормотворчества акционерного общества и активности акционеров в организации защиты своей собственности, вложенных инвестиций. В диссертационной работе рассмотрены отдельные, представляющие особый интерес, аспекты проблемы обеспечения деятельности органов управления в локальных документах акционерного общества, связанные с конкретизацией диспозитивных норм действующего законодательства и устранением пробелов 21 правового регулирования, которых не избежал Федеральный закон "Об акционерных обществах" при всем его благотворном воздействии на правоприменение. Разработан комплекс предложений по процедурным вопросам, касающимся порядка подготовки и созыва общего собрания акционеров, правомочности, компетенции, соблюдения порядка принятия решений общим собранием акционеров, обеспечения прав акционеров на участие в общем собрании, порядка избрания и функционирования рабочих органов собрания, организации и деятельности совета директоров наблюдательного советаего взаимодействия с другими органами управления, порядка пролонгирования и досрочного прекращения полномочий членов совета директоров наблюдательного совета и членов коллегиального и единоличного исполнительных органов. В диссертации содержится рекомендация акционерным обществам разработать "Кодекс поведения лиц, занимающих должности в органах управления акционерного общества", определяющий юридические и морально-этические требования к этим лицам, а так же устанавливающий для них ограничения в период исполнения возложенных соответствующей должностью обязанностей и предусматривающий основания, виды, пределы и порядок применения мер ответственности. Наличие такого документа, во-первых, позволит в аккумулированной форме предусмотреть все требования и основания применения проблемы в локальном правовом регулировании ао ответственности к членам совета директоров наблюдательного советаисполнительных органов и процедуру возложения на них в период исполнения обязанностей дополнительных ограничений и ответственности; во-вторых, будет способствовать повышению гарантий акционеров и персонала общества в надлежащем исполнении органами управления акционерного общества возложенных на них обязанностей. В диссертации рассматривается концепция указанного нормативного акта, предложен перечень дополнительных по отношению к предусмотренным в законодательстве требований и ограничений, 22 возлагаемых в период исполнения обязанностей на лиц, занимающих должности в органах управления акционерного общества. Диссертантка высказывает мнение о том, что недооценка локального механизма правового регулирования деятельности органов управления акционерного общества представляет большую опасность, так как ведет к нарушениям законных прав субъектов акционерных отношений и к разного рода злоупотреблениям. Никакая детализация на локальном уровне не будет излишней, поскольку она создает основу организующего начала управленческой деятельности акционерного общества. В последнем параграфе работы показано, что одним из важнейших направлений локального нормотворчества является регулирование рынка труда. До настоящего времени задача перевода трудовых отношений хозяйствующих субъектов в рыночные условия оказались отодвинута российской экономической реформой на задний план, хотя именно эти отношения, их эффективная организация и правовое регулирование определяют успех реформы. В связи этим существенно возрастает роль локального механизма правового регулирования в обеспечении нормативной базы для организации отношений по подбору, найму, профориентации, продвижению, обучению, оценке, вознаграждению, социальному развитию и, наконец, увольнению персонала. Указанный предмет правового регулирования в силу его комплексного характера выходит за рамки "чисто" трудовых отношений; по сути, нормативное обеспечение управления персоналом носит комплексный характер, сочетая в себе элементы гражданского, трудового, административного и других отраслей права. Имея ввиду комплексный подход к правовому обеспечению этого элемента предпринимательской деятельности, диссертантка относит проблему локального правового обеспечения управления персоналом акционерного общества к проблемы в локальном правовом регулировании ао своего исследования. По мнению диссертантки, при имеющихся нормах конституционного и гражданского законодательства в настоящий момент есть возможность построить полную и непротиворечивую систему найма и оплаты труда персонала акционерного общества, отвечающую элементарным требованиям рыночной экономики. Закон "Об акционерных обществах", как и принятые в его развитие правовые проблемы в локальном правовом регулировании ао их толкование, при правильной интерпретации правоспособности органов управления акционерного общества отдает решение вопроса организации труда, как части собственной деятельности общества, на его усмотрение. В диссертации предложена следующая последовательность локального нормотворчества: акционерное общество разрабатывает и утверждает решением своего высшего органа управления собственную Контрактную систему найма и оплаты труда. В ней определяются и закрепляются основные принципы и требования к организации трудовых отношений в рамках акционерного общества и прежде всего утверждаются договорные принципы их возникновения, изменения и проблемы в локальном правовом регулировании ао в процессе функционирования акционерного общества. Для признания такой системы в качестве легитимного проблемы в локальном правовом регулировании ао регулирования трудовых отношений в обществе необходимо, чтобы он удовлетворял ряду принципиальных требований. Системный перечень таких требований, вытекающих из действующего законодательства и международных норм, разработан и предложен в диссертационном исследовании. Локальное правовое регулирование управления персоналом акционерного общества не исчерпывается только лишь Контрактной системой найма и оплаты труда. Указанная сфера деятельности 24 акционерного общества должна быть урегулирована системой локальных нормативных актов, в том числе положениями "О персонале", "О социальных льготах и гарантиях персонала", "О подборе персонала", "Об аттестации персонала", "О подготовке персонала" и пр. В Заключение содержится ряд обобщающих выводов и рекомендаций по предмету исследования. По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Комплект локальных нормативных актов Сборник организационно-распорядительных проблемы в локальном правовом регулировании ао Материалы Актуально Предметные центры Периодика Интерактив Партнерство Портал Copyright 2002-2006 © Редакция портала: Участие в портале и более общие вопросы: Сообщения о неполадках и ошибках:.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА - Современные проблемы науки и образования научный журнал 1 Херсонский филиал Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова Министерства образования и науки Украины. Статья является результатом теоретического анализа большого числа экономических и юридических публикаций, посвященных вопросам управления и регулирования оплатой труда. Приведены объективные предпосылки регулирования оплаты труда. Анализ существующих подходов к определению сущности регулирования оплаты труда дал возможность произвести группировку подходов по видам сферам регулирования. Их дальнейшая дифференциация позволяет выделить отдельные методы регулирования. Сформулировано авторское определение данного понятия. Регулирование оплаты труда, которое является одной из функций управления, по своей сути представляет процесс, который в то же время может рассматриваться как деятельность. Для его практической реализации применяются определенные способы методы инструменты, которые могут объединяться в систему. Показаны формы, в которых может проявляться регулирование оплаты труда. Локальное правовое регулирование оплаты труда рабочих и служащих: Автореф. Локальный способ регулирования заработной платы: Автореф. Трудовое право для кадровика. Договорное регулирование заработной платы: Автореф. О регулировании заработной платы в Российской Федерации. The given article is the result of the theoretical analysis of a large number of economic and legal publications on remuneration management and regulation. The проблемы в локальном правовом регулировании ао prerequisites of remuneration regulation have been given. The analysis of existing approaches to the essence of remuneration management enabled to group the approaches according to the spheres of regulation. Their further differentiation allows determining the methods of regulation. The author has determined a definition of the given concept. It is проблемы в локальном правовом регулировании ао its essence a process that may be regarded as an activity. Some special ways methods and проблемы в локальном правовом регулировании ао, which can be combined into a system, are applied for its implementation. The forms of remuneration management have also been shown. Ее размеры, структура, способы определения, влияние на степень оптимального сочетания интересов работников и работодателей имеют решающее значение для развития экономики, обеспечение достойного уровня жизни населения, повышение эффективности работы. В настоящее время формирование заработной платы происходит не само по себе, не автоматически, а при участии многих сил и разнонаправленных факторов. С целью недопущения стихийного характера ее формирования актуальным является создание эффективного механизма регулирования оплаты труда. Следует отметить, что потребность в регулировании оплаты труда возникла не сегодня. Она существует столько же, сколько и представления о вознаграждении за труд. В докапиталистических общественно-экономических формациях понимание заработной платы, а тем более ее регулирование, не имело научного обоснования, базировалось на отдельных наблюдениях, было фрагментарным и носило, главным образом, этический характер, опираясь на идеи справедливого вознаграждения за труд. На современном этапе развития экономики регулирование оплаты труда является объективной необходимостью. Ее предопределяющие обстоятельства достаточно полно проанализированы На наш взгляд, к приведенным им предпосылкам проблемы в локальном правовом регулировании ао оплаты труда следует добавить также необходимость согласования интересов работников и работодателей, определение и закрепление их позиций и договоренностей в тарифных соглашениях. Это позволяет определить стремления работников и работодателей, установить определенный баланс интересов, вносит понимание и упорядоченность в их отношения, существенно затрудняет ухудшение условий труда и его оплаты, сдерживает стихийные проявления недовольства работников. В последнее время различные проблемы регулирования оплаты труда рассматривались в трудах многих экономистов и юристов. Но, несмотря на широкое употребление терминов «регулирование оплаты труда» и «регулирование заработной проблемы в локальном правовом регулировании ао, их определения даются довольно редко. Как правило, в литературе основное внимание уделяется вопросам государственного и договорного регулирования, дается характеристика элементов их механизма. Однако даже при детальном рассмотрении государственного и договорного регулирования их определения часто также не приводятся. Само регулирование оплаты труда заработной платы рассматривается проблемы в локальном правовом регулировании ао процесс, функция управления, система, деятельность, способ, инструмент и т. Каждый из этих подходов к определению данного понятия имеет право на существование. Действительно, в зависимости от цели исследования, контекста, в рамках которого осуществляется анализ, регулирование может рассматриваться в различных аспектах. Но необходимо все же определить, в чем именно заключается его сущность, его внутреннее содержание. Отметим, что оплату труда следует представлять как систему, которая состоит из информационных экономико-правовых компонентов, определяющих теоретическую, расчетную и правовую базу для определения величины заработной платы, порядка и условий ее установления и выплаты. Она позволяет реализовывать функции оплаты труда и осуществлять управление ею. Заработная плата - лишь один из элементов этой системы. Данный элемент является основным, именно для его определения предназначены все другие элементы оплаты труда. Определения регулирования оплаты труда, которые встречаются в экономической, а также в юридической литературе, можно разделить на пять групп, к которым относятся государственное регулирование, договорное регулирование, локальное регулирование, другие виды регулирования, а также обобщенное определение регулирования оплаты труда. Проблемы в локальном правовом регулировании ао систематизацию можно назвать группировкой по сферам видам регулирования. Именно термин «сфера» применительно к государственному, договорному и локальному регулированию используется в украинском Законе «Об оплате труда», а также в российской экономической и юридической литературе. Дальнейшая дифференциация видов регулирования оплаты труда приводит к выделению отдельных методов регулирования. Они представляют собою совокупность приемов, операций и средств, использование которых позволяет осуществлять планомерное целенаправленное воздействие на определенные элементы оплаты труда, в результате чего изменяется заработная плата. Регулирование проблемы в локальном правовом регулировании ао труда в целом 1. Цель регулирования заработной платы - достижение уровня обеспеченности, достаточного для восстановления собственной способности к труду проблемы в локальном правовом регулировании ао содержания семьи. Государственное регулирование оплаты труда 2. С этой целью установлена система гарантий по оплате труда, реализация которых должна обеспечиваться самим государством. Договорное регулирование оплаты труда 3. Локальное регулирование оплаты труда 4. Прочие виды регулирования оплаты труда 5. Например, государственное регулирование является видом, который охватывает целый ряд конкретных методов. К ним относятся установление размера минимальной заработной платы, ее индексирование, установление норм оплаты труда в ночное время, в сверхурочное время, выходные и праздничные дни и т. Каждый из этих методов предполагает использование определенных инструментов или рычагов. Применительно к управлению оплатой труда инструменты представляют собой правила и условия определения уровня оплаты труда, а также ее нормы. Многие из них утверждаются как нормативно-правовые акты. Поэтому эти инструменты правильно называть организационно-экономическими. Так, метод установления размера минимальной заработной платы использует инструмент проблемы в локальном правовом регулировании ао заработная плата» и заключается в осуществлении мероприятий по определению ее величины с учетом уровня экономического развития, производительности труда, средней заработной платы и стоимостной величины минимального потребительского бюджета. Метод определения норм и гарантий в проблемы в локальном правовом регулировании ао труда представляет комплекс мер по обоснованию и установление нормы оплаты труда за работу в сверхурочное время, в ночное проблемы в локальном правовом регулировании ао, за время простоя не по вине работника, при изготовлении проблемы в локальном правовом регулировании ао, оказавшейся браком, не по вине работника и т. Данный метод использует такие инструменты рычагикак норма оплаты труда за работу в сверхурочное время, норма оплаты труда за работу в сверхурочное время и т. Все эти понятия являются инструментами или рычагами, используемыми при регулировании оплаты труда с помощью рассматриваемого метода, который предполагает их определение и закрепление в законодательном порядке. Государственное, договорное и другие виды регулирования являются внешними формами проявления сущности регулирования. В них находит свое отражение внутреннее его содержание. Таким образом, в обобщенном виде регулирование оплаты труда представляет собой процесс приведения системы оплаты труда к установленным параметрам. Это достигается определенным воздействием на объект управления с целью ликвидации нежелательных отклонений его параметров от установленных значений или доведения параметров объекта управления до необходимых величин. С этой целью разрабатывается и реализуется комплекс соответствующих мероприятий. Регулирование означает воздействие субъекта управления на элементы оплаты труда, причем это влияние часто заключается не только в осуществлении индивидуального акта или принятии определенного локального управленческого решения. Это может быть и регламентация процедур, проблемы в локальном правовом регулировании ао с управлением оплатой труда, то есть установление определенных эталонов, в качестве которых могут выступать стандарты, совокупность правил, норм, нормативов, предписаний, упорядочивающих решение определенных вопросов и обеспечивающих реализацию всех функций управления оплатой труда. Эталоны могут действовать длительное время, устанавливаться на текущий период или быть временными. Для регулирования важно не только своевременно устранять негативные отклонения и поддерживать состояние упорядоченности, но и не допускать эти отклонения, что является главным. Регулирование оплаты труда охватывает также регулирование затрат на оплату труда, которое для работодателей имеет важнейшее значение. К особенностям регулирования затрат на оплату труда следует отнести то, что влияние осуществляется не на сами затраты, а на те или другие процессы их параметры, в результате чего изменяется величина расходов. То есть регулирование затрат на оплату труда заключается в целеправленных изменениях операционного процесса, определение и установление таких его параметров, при которых обеспечивается определенная величина затрат на заработную плату персонала. Непосредственным объектом регулирования оплаты труда является заработная плата, размеры и условия начисления и получения которой изменяются за счет внесения изменений в отдельные элементы оплаты труда, а иногда одновременно - и в операционные процессы. Воздействие на элементы оплаты труда является информационным процессом. Главной целью регулирования следует считать обеспечение наиболее полной реализации функций оплаты труда. Конечным объектом регулирования являются работники. Их мотивация, ориентация на достижение определенных результатов должны возрастать за счет стимулирующего влияния заработной проблемы в локальном правовом регулировании ао, которая является одним из наиболее весомых рычагов воздействия на работников. Она должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы при одновременном повышении эффективности деятельности работников. Регулирование оплаты труда не следует отождествлять с управлением ею, хотя в процессе управлении оплатой труда функция регулирования является доминирующей. То воздействие государства, под которое попадают социально-экономические отношения, формирующиеся по поводу оплаты труда, являются действительно регулирующим влиянием, которое запускает целый ряд преобразований во всей системе оплаты труда. Уже потом, после принятия решений относительно размера минимальной заработной платы, заключения тарифных соглашений и коллективных договоров и т. Но и в процессе планирования и контроля часто также возникает потребность проблемы в локальном правовом регулировании ао регулировании. Регулирование оплаты труда в отличие от некоторых других видов регулирования, например, оперативного регулирования производства, в большей степени предусматривает действия по определению и установлению эталонов, обеспечение которых затем становится обязательным. Часть этих эталонов является общей минимальная заработная плата, нормы и гарантии в оплате труда, нормы генерального тарифного соглашения и обязательна для всех предприятий и организаций страны. Часть эталонов, которые являются отраслевыми, обязательна для предприятий или учреждений только данной отрасли. На уровне предприятий и организаций могут быть установлены свои стандарты нормы, нормативы, условия и т. После установления эталонов осуществляется оперативный контроль за их выполнением. Процесс регулирования оплаты труда может приобретать такие конкретные формы: определение эталонов или их изменение; недопущение отклонений от нормативных или желаемых параметров системы; внесение отдельных изменений в систему оплаты труда с целью достижения поставленных целей. Определенные задачи по регулированию оплаты труда носят сложный комплексный характер и проблемы в локальном правовом регулировании ао одновременное использование всех его форм. Так, регулирование оплаты труда в вузах с целью уменьшения величины фонда оплаты труда при необходимости стимулирования отдельных сторон деятельности например, активизация научной работы предполагает: установление эталона желаемого размера фонда оплаты труда с учетом финансового состояния вузавнесение изменений в систему оплаты труда введение системы материального поощрениянедопущение отклонений от желаемого фонда оплаты труда. Таким образом, регулирование оплаты труда можно характеризовать как процесс, направленный на адаптацию состояния и динамики оплаты труда к изменениям внешней и внутренней среды, который заключается в определении и установлении эталонов оплаты труда, разработке и осуществлении мероприятий, направленных на недопущение отклонений фактических показателей оплаты труда от этих проблемы в локальном правовом регулировании ао, с целью обеспечения наиболее полной реализации функций оплаты труда. Вместе с тем регулирование такого своеобразного объекта управления, как оплата труда, является специфическим видом управленческой деятельности, связанной с деятельностью по установлению стандартов по оплате труда, а также обеспечением состояния и динамики системы оплаты труда в пределах, определенных эталонами. В таком аспекте регулирование оплаты труда может рассматриваться как функция управления оплатой труда. Практическая деятельность по регулированию оплаты труда предполагает разработку в рамках каждого вида сферы регулирования определенных методов инструментов например, эталонов, специальных автоматизированных систем и т. Совокупность видов, методов инструментов вместе с объектами и субъектами составляют систему регулирования оплаты труда. Библиографическая ссылка Ломоносов Журнал издается с 2005 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l'ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI Digital object identifier.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
elektroled-st.ru